Тактика

Незаменимый «АЛТЕК-300»

Затраты на подготовку боевых расчетов с использованием технических средств подготовки и обучения на порядок дешевле, чем с использованием штатных средств
Анализ возможных направлений совершенствования средств и методов боевой подготовки показывает, что качественную подготовку боевых расчетов, исключающую снижение характеристик вооружения, целесообразно осуществлять в настоящее время с использованием современных технических средств подготовки и обучения номеров боевых расчетов.

Анализ функциональных обязанностей и задач, возлагаемых на боевые расчеты современных и перспективных зенитных ракетных систем, показал, что сегодня новыми стали как функциональные обязанности, так и условия их выполнения (динамичность изменения ситуаций, высокая степень неопределенности в ряде случаев при принятии решений, наличие интенсивного противодействия со стороны противника и т. п.). В этой связи к средствам подготовки предъявляются более высокие требования по обеспечению постоянного роста профессиональных навыков боевых расчетов всех уровней.

Боевые задачи подразделениями и частями ПВО будут выполняться в жестких временных рамках при росте ответственности за их своевременное и качественное выполнение.

Поступающие в войска сложные многоканальные высокоавтоматизированные комплексы и системы вооружения позволяют вести эффективную борьбу с современными и перспективными СВКН. Однако какой бы мощью и огневыми возможностями они ни обладали, реализовать их возможности в бою может только человек. Именно он, в совершенстве овладевший боевой техникой и оружием, остается решающей силой в войне.

Сложность задач ПВО, высокая динамичность боевых действий предъявляют повышенные требования к качеству подготовки боевых расчетов пунктов боевого управления подразделений и частей ПВО, вызывают необходимость изыскания новых подходов к созданию технических средств подготовки боевых расчетов и разработки предложений по их использованию на всех этапах боевой подготовки.

Анализ возможных направлений совершенствования средств и методов боевой подготовки показывает, что качественную подготовку боевых расчетов, исключающую снижение характеристик вооружения, целесообразно осуществлять в настоящее время с использованием современных технических средств подготовки и обучения номеров боевых расчетов. В пользу этого решения свидетельствует и тот факт, что затраты на подготовку боевых расчетов с использованием технических средств подготовки и обучения на порядок дешевле, чем с использованием штатных средств.


Рабочие места учебно-тренировочного комплекса «АЛТЕК-300»

Все это вызывает объективную необходимость перехода от традиционных методов обучения к интенсивным на основе использования современных компьютерных и информационных технологий, обеспечивающих возможность поддержания профессиональной подготовленности боевых расчетов на требуемом уровне.

Научными исследованиями неоднократно показано, а практикой войск подтверждено, что подготовка высококвалифицированных боевых расчетов средств ПВО, готовых и способных в любой момент времени качественно решать возложенные на них задачи, практически невозможна без создания (совершенствования) системы боевой и оперативно-тактической подготовки, соответствующей требованиям вооруженной борьбы ХХI века.

Традиционно система подготовки боевых расчетов частей ПВО включает три этапа:

1. Расширение и углубление теоретических знаний номерами боевых расчетов по необходимым видам подготовки для правильной организации и ведения противовоздушного боя.

2. Формирование и совершенствование практических навыков ведения боевой работы и слаживание боевых расчетов на штатных рабочих местах образцов вооружения путем проведения автономных, комплексных и совместных тренировок.

3. Проведение тактических учений на местах постоянной дислокации и полигонах с боевой стрельбой.

При этом высшей формой боевой подготовки войск остаются тактические учения с боевой стрельбой.

Решение задач первых двух этапов подготовки осуществляется на местах постоянной дислокации. Поддержание требуемого уровня профессиональной подготовленности и слаженности боевых расчетов всех уровней иерархии в частях и подразделениях ПВО осуществляется путем проведения различного вида тренировок с использованием как реальных летных, так и имеющихся в подразделениях и частях учебно-тренировочных средств.

Такими средствами являются встроенная в образцы вооружения аппаратура тренировки операторов и различного рода специализированные и комплексные тренажеры. Ввиду низкой оснащенности подразделений и частей ПВО современными тренажерами подготовка боевых расчетов в большинстве случаев проводится именно с использованием аппаратуры тренировки операторов. Увеличение объема тренировок на штатной технике приводит к резкому увеличению наработки В и ВТ ПВО и сокращению ее ресурса.

Необходимость обеспечения более высокого уровня профессиональной подготовленности боевых расчетов систем вооружения требует по-новому взглянуть на направления развития учебно-тренировочных средств (УТС), составляющих материальную основу системы боевой подготовки подразделений и частей ПВО.

Анализ результатов проведенных исследований показывает, что задача поддержания на необходимом уровне профессиональных навыков боевых расчетов средств ПВО может быть решена при комплексном использовании всего набора учебно-тренировочных средств, приведенных на рисунке.

К основным техническим средствам подготовки боевых расчетов можно отнести:


Многофункциональный радиолокатор зенитной ракетной системы С-400 «Триумф»
Фото: Георгий ДАНИЛОВ
  • средства, обеспечивающие практическую подготовку боевых расчетов средств и систем ПВО: различного вида тренажеры, имитаторы, а также имитационно-моделирующие средства, интегрированные в состав программно-аппаратных средств конкретных образцов систем вооружения. Они должны обеспечивать подготовку боевых расчетов средств и систем ПВО как самостоятельно (автономный режим), так и в составе тренажной сети (совместный режим). Различного вида тренировки необходимо проводить как по имитируемой воздушной обстановке, так и с использованием реальных летных средств, то есть при совмещении реальной и имитируемой обстановки;
  • компьютерно-информационные средства обучения, обеспечивающие получение личным составом теоретических знаний по определенным программам обучения, а также формирование начальных практических навыков ведения боевой работы на средствах системы. Программы теоретического обучения должны предусматривать получение знаний по характеристикам СВКН вероятного противника и тактике их применения, по возможностям своих средств вооружения, принципам его построения и боевого применения, по знанию требований руководящих документов по боевому применению средств и системы ПВО в целом;
  • средства поддержки принятия решений и планирования боевых действий;
  • учебные пособия, учебные изделия, учебно-действующие, разрезные и весовые макеты, учебные фильмы, учебные плакаты и другие изделия и пособия, обеспечивающие изучение личным составом устройства, характеристик, принципов действия и условий эксплуатации и боевого применения средств системы.

Современный подход к подготовке военных специалистов, связанных с боевым применением различных образцов вооружения и военной техники ПВО, предполагает пересмотр сложившихся стандартов и стереотипов в обучении. Мировой опыт и практика доказывают необходимость внедрения в учебный процесс современных тренажерных технологий, основанных на достижениях в области компьютерного моделирования, в частности применения компьютерных (виртуальных) тренажеров ВВТ.

Характерными особенностями современных и перспективных компьютерных тренажерных технологий являются:

  • создание сетевых компьютерных тренажеров с сервером и необходимым количеством рабочих станций для комплексной подготовки специалистов от теоретического обучения до выработки практических навыков в выполнении определенных операций и принятия решения в различных ситуациях;
  • решение задач индивидуального и группового обучения и тренинга широкого класса специалистов;
  • теоретическое обучение как самостоятельно, так и с помощью руководителя;
  • документирование действий обучаемого и руководителя;
  • контроль уровня приобретенных знаний;
  • широкое использование мультимедийных технологий.

Следует отметить, что применение компьютерных средств для решения задач подготовки боевых расчетов зенитных ракетных средств было начато практически с момента появления персональных ЭВМ. Так, впервые в требованиях на проведение ОКР «Тембр» ставилась задача по разработке информационно-расчетной и справочной системы, обеспечивающей автоматизацию деятельности командира и штаба полка при планировании и организации ведения боевых действий полком. Прообразом такой системы стала аналогичная система, реализованная на управляющей ЭВМ СМ 1210, возможности которой были продемонстрированы при проведении занятий министром обороны СССР маршалом Дмитрием Язовым с руководящим составом видов Вооруженных Сил СССР в 27-м корпусе ПВО (г. Рига) в 1987 г.

Вторым шагом по внедрению компьютерных технологий в процесс подготовки боевых расчетов ЗРС явилась разработка в составе тренажера «Тембр-М» автоматизированной обучающей системы (АОС) по видам подготовок в соответствии с Курсом боевой подготовки офицерского состава.

Последующие шаги по внедрению компьютерных технологий в процесс подготовки боевых расчетов связаны с разработкой компьютерных УТС, обеспечивающих как теоретическую подготовку боевых расчетов по основным видам подготовок, так и проведение автономных и комплексных тренировок с целью приобретения боевыми расчетами начальных практических навыков ведения боевой работы в специализированных классах.

Одной из новейших разработок учебно-тренировочных средств на основе компьютерных технологий, выполненных ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей», ЗАО «КБ-1» совместно с представителями 2-го ЦНИИ Минобороны России, является учебно-тренировочный комплекс (УТК) «АЛТЕК-300».

Учебно-тренировочный комплекс «АЛТЕК-300» предназначен для обучения и тренировки боевых расчетов ЗРС С-300ПМУ2 и средств управления 83М6Е2.

Учебно-тренировочный комплекс «АЛТЕК-300» обеспечивает:

  • получение общих сведений о системе «Фаворит», рабочих мест боевых расчетов ЗРС С-300ПМУ2 и средств управления 83М6Е2;
  • отработку индивидуальных практических навыков каждым номером боевых расчетов ЗРС С-300ПМУ2 и средств управления 83М6Е2;
  • отработку практических навыков боевых расчетов ЗРС С-300ПМУ2 и средств управления 83М6Е2 при их автономной и совместной работе;
  • контроль и документирование процесса обучения и тренировки.

Обучение на учебно-тренировочном комплексе «АЛТЕК-300» включает в себя:

  • теоретическую подготовку номеров боевых расчетов с помощью автоматизированной обучающей системы (АОС);
  • получение начальных практических навыков ведения боевой работы при проведении индивидуального и совместного обучения в режимах индивидуальной тренировки, автономной тренировки, комплексной тренировки.

УТК «АЛТЕК-300» включает в свой состав компьютерно-информационные средства обучения (КИС) операторов ПБУ 54К6Е2 и до шести наборов КИС операторов АК Ф2Е2. В состав каждого КИС ПБУ 54К6Е2 и АК Ф2Е2 входят автоматизированное рабочее место (АРМ) руководителя обучения, АРМ обучаемых номеров боевого расчета и сервер имитации функционирования ЗРС С-300ПМУ2. Все АРМ реализованы на базе персональных компьютеров.


Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300ПМ
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Персональные компьютеры и серверы УТК «АЛТЕК-300» объединены в локальную вычислительную сеть. При проведении индивидуального и автономного обучения боевых расчетов КИС ПБУ 54К6Е2 и КИС АК Ф2Е2 функционируют независимо друг от друга, каждое по своей программе. При проведении комплексного обучения боевых расчетов КИС ПБУ 54К6Е2 и КИС АК Ф2Е2 функционируют совместно, решая одну общую задачу.

С рабочего места руководителя обучения осуществляется управление режимами работы УТК и решение задач в зависимости от заданного режима работы:

а) в режиме теоретического обучения:

  • выбор метода и программы обучения в соответствии со способностями и знаниями обучающегося;
  • управление процессом обучения: корректировка учебных программ в зависимости от текущих результатов обучения;
  • отображение процесса обучения и его результатов;
  • разъяснение в случае необходимости правильного выполнения той или иной операции, варианта принятого решения в ходе боевой работы, что позволит исключить случаи закрепления отрицательных навыков;
  • регистрация результатов обучения и оценивание уровня теоретической подготовленности номеров боевого расчета;
  • составление отчетных материалов по результатам обучения;

б) в режиме формирования начальных практических навыков:

  • создание учебно-тренировочных задач с любым тактическим замыслом;
  • управление процессом формирования начальных навыков ведения боевой работы (управление режимами и условиями функционирования, временным масштабом, параметрами учебной тренировочной задачи и т. п.);
  • запуск и остановка тренировки, в том числе в случае выявления ошибок в действиях номеров боевого расчета, в целях исключения закрепления отрицательных навыков;
  • отображение процесса тренировки;
  • регистрация процесса боевых действий и складывающейся на данный момент воздушной обстановки, а также действий номеров боевого расчета в ходе тренировки;
  • оценивание приобретенных номерами боевого расчета навыков ведения боевой работы с отображением результатов оценивания на средства обучения или на печать.

Основные принципы организации рабочих мест операторов СУ 83М6Е2:

  • программная и аппаратная реализация максимально приближена к реальным рабочим местам боевого расчета;
  • структура протоколов обмена соответствует реальным кодограммам;
  • для имитации реальных рабочих мест с двумя индикаторами используются двухмониторные УРМ;
  • на мониторах УРМ полностью воспроизводятся структура и состав информации индикаторов, необходимые для получения начальных навыков боевой работы;
  • функциональная клавиатура и пульт оператора моделируются в виде электронных органов управления, отображаемых на мониторах;
  • доступ к электронным органам управления осуществляется с помощью манипулятора «мышь».

Основные функции СУ 83М6Е2, моделируемые УТК «АЛТЕК-300»:

  • завязка и сопровождение трасс целей по имитируемым данным РЛО 64Н6Е2 и определение класса целей (аэродинамическая или баллистическая);
  • отображение воздушной и наземной обстановки с учетом действий управляемых огневых средств;
  • управление подчиненными огневыми средствами: отбор целей для поражения, распределение целей по огневым средствам, выдача ЦУ на огневые средства, выдача команд – запрет пуска, запрет ЦР;
  • управление положением секторов боевой работы радиолокационных средств огневых средств;
  • получение справочной информации.

Основные принципы организации рабочих мест операторов огневых средств:

  • протоколы обмена содержат информацию для взаимодействия рабочего места с моделью ЗРС;
  • на мониторах рабочих мест отображаются передние панели блоков, задействованных в ходе боевой работы;
  • моделируется работа органов управления и средств отображения информации, необходимых для получения операторами начальных навыков боевой работы;
  • доступ к моделируемым органам управления осуществляется с помощью манипулятора «мышь».

Основные функции огневых средств, моделируемые УТК «АЛТЕК-300»:

  • взаимодействие со средствами внешнего целеуказания;
  • поиск цели по данным ЦУ или автономно;
  • захват цели на автосопровождение, в том числе в условиях воздействия помех;
  • автоматическое или ручное сопровождение целей по угловым координатам, дальности и скорости;
  • определение государственной принадлежности сопровождаемых целей;
  • управление пусковыми установками, подготовка и пуск ЗУР;
  • сопровождение, наведение ЗУР на цели и подрыв боевого снаряжения.

Таким образом, УТК «АЛТЕК-300» позволяет обеспечивать:

  • возможность проведения тренировки с помощью УТЗ, имитирующих воздушную обстановку, которую невозможно обеспечить штатными средствами аппаратуры;
  • приобретение начальных навыков ведения боевой работы боевыми расчетами на основе проведения автономных, комплексных и совместных тренировок во всех режимах работы ЗРС по единой воздушной и помеховой обстановке при высокой степени достоверности имитации функционирования системы;
  • автоматизированное теоретическое обучение и оценку уровня знаний боевых расчетов, необходимого при подготовке и ведении противовоздушного боя;
  • автоматизированное оценивание уровня подготовленности боевых расчетов по результатам проведенных тренировок.

Программно-технические решения, положенные в основу УТК «Алтек-300», позволяют при необходимости дополнять уже существующие возможности за счет введения в состав рабочих мест операторов дополнительных информационных моделей, новых режимов функционирования РЛС, вопросов технического обслуживания, функционального контроля и настройки аппаратуры. Разработанная архитектура УТК может быть применена при разработке тренажных средств для перспективных зенитных ракетных средств.

Несмотря на то, что разработанный учебно-тренировочный комплекс не формирует моторных навыков, он может стать незаменимым помощником в процессе обучения и отработки практических навыков у курсантов военных училищ, офицеров, проходящих обучение на местах постоянной дислокации, а также боевых расчетов, прибывающих на полигон для проведения тактических учений с боевой стрельбой.

Павел Леонидович БАТОВ
начальник специального конструкторского бюро ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» им. академика А. А. Расплетина
Александр Анатольевич ТРАВКИН
заместитель начальника центра по научной работе – начальник 1-го управления НИЦ ПВО (г. Тверь) 4-го ЦНИИ Минобороны России, кандидат технических наук, старший научный сотрудник

Опубликовано 11 февраля в выпуске № 1 от 2012 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?